Подписаться на новости

E-mail:

Пароль:

Никита Михалков

Круглый стол "Нашествие блокбастеров" в рамках ХХVII ММКФ

В рамках Московского Международного кинофестиваля прошел «круглый стол» с ведущими кинопродюсерами России. Тема – актуальная, волнующая не только кинематографистов, но и кинокритиков, педагогов, журналистов - «Нашествие блокбастеров».

Еще год назад в России фильмов, пользующихся популярностью, с большим бюджетом, рекламой, конкурирующих с Голливудской продукцией, которые можно назвать «блокбастерами», было немного. За последний год отечественный кинематограф в 3 раза увеличил свое присутствие в общей годовой кассе российского бокс-офиса. Среди лидеров проката и картины «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» - «Турецкий гамбит», «Статский советник».

На круглом столе ставились вопросы: как блокбастеры влияют на «мэйнстрим», на арт-хаусное кино, способен ли такой тип кинематографа предложить развлечение со смыслом, с нормальной идеологической нагрузкой?

Своим взглядом на эти проблемы поделился один из ведущих продюсеров России Леонид Верещагин:

«Я бы начал с определения, что такое «блокбастер», потому что этот термин не так давно существует в нашем кинематографе. Если обратиться к словарю, то «блокбастер» – фильм с колоссальным бюджетом, достаточно длинный, очень щедро сделанный продюсером, иногда даже с избытком. Это фильм, требующий колоссальных финансовых сборов, чтобы окупить расходы на производство. Когда мы говорим о кино и считаем, что фильм не просто хороший, а фильм стал событием, надо четко разделять: либо фильм получил признание на крупных международных фестивалях, либо это фильм, собравший в прокате большую кассу, привлекший к себе широкую аудиторию. Иногда бывает совпадение этих двух условий, тогда фильм, с моей точки зрения, становится сверхсобытием.

Я считаю, в постсоветской России первым блокбастером был «Сибирский цирюльник», а потом были такие картины, как «Антикиллер», «Звезда» и потом на закрытии прошлого ММКФ был показан «Ночной дозор». Безусловно, эти фильмы оказали серьезное влияние на наш кинематограф, дали толчок для развития дистрибьюции и производства.

С блокбастерами появился кинематограф, который мы называем продюсерским. И «Сибирский цирюльник», и «Звезда», и «Статский советник», безусловно, примеры продюсерского фильма. То есть продюсер сам придумывает идею, находит режиссера, устраивает кастинг и, самое главное, контролирует деньги, потому что он отвечает за них, вкладывает их в рекламу.

Нельзя забывать и о роли телесериалов в появлении блокбастеров. Благодаря телеэкрану актер получает признание и известность и его участие в кинофильме, обеспечивает картине успех. Например, Константин Хабенский, известный до того только по телесериалам, стал получать много предложений, затем сыграл в «Ночном дозоре», затем блестящая роль в «Статском советнике».

Позитивная роль блокбастеров, как мне кажется, в том, что они создали конкуренцию между отечественными дистрибьютерскими компаниями. Появилась необходимость серьезной рекламной кампании, чего не было раньше, потому что невозможно вернуть деньги, не вкладывая их в рекламу своего фильма. К тому же должен иметь место маркетинг, чтобы расписать фильм по кинотеатрам. Надо иметь навыки, надо этим заниматься и понимать, что происходит и в регионах, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Все это способствует профессиональному росту тех, кто занимается кинопроизводством и кинопрокатом.

Есть ли духовность в российских блокбастерах? Что касается патриотизма, то именно на этом сегодня строятся многие фильмы: и «Личный номер», и «Статский советник». Там есть рассуждения о патриотизме, о значении слова «Родина». Если говорить о фильме «Звезда», то оценка, данная государством, говорит о том, что именно это тема наиболее актуальна сейчас в обществе.

Что касается сборов. Есть американский фильм «Александр», снятый с огромными производственными затратами, но провалившийся в прокате, а «Страсти Христовы» со скромным бюджетом собрал огромную кассу. Поэтому я бы не стал все сводить к необходимости серьезных вложений и к постановочным проблемам. Главное, продюсер должен принципиально понимать, кому фильм будет адресован, какими средствами это будет достигнуто, и это делает производство фильма более системным. Я считаю, что блокбастеры сегодня – безусловная польза, потому что цифры говорят: и кино наше растет, и зрительский интерес, и интерес предпринимателей, занятых в кино, растут.

В конечном итоге основная тема, на которой строятся наши блокбастеры это - тема, по которой наше общество истосковалось: чувство собственного достоинства, чувство здорового патриотизма».

Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1979)
Сибирский цирюльник (1999)
Утомленные солнцем (1994)
Пять вечеров (1978)
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс
Дизайн и программное обеспечение — ЭЛКОС (ELCOS)