Студия Тритэ Никиты Михалкова

Студия Тритэ
Никиты Михалкова

Родительские страницы:
  1. Главная
  2. Никита Михалков
  3. Интервью
  4. Никита Михалков: Там трупом пахнет, в этом Доме кино

Никита Михалков: Там трупом пахнет, в этом Доме кино

Елена Ямпольская

18 декабря (по церковным метрикам - в день 130-летия Иосифа Сталина) в московском Доме кино открылся Седьмой съезд кинематографистов России. Ряд представителей важнейшего из искусств запланировали на эту дату акт борьбы с внутрисоюзной "тиранией", однако вышла юридическая заминка. Первые полтора часа собравшиеся пытались выяснить, съезд ли они или все-таки не съезд. Аргументы нынешнего председателя СК Никиты Михалкова действия не возымели, заседание продолжилось. За последние две недели голос Михалкова в шумных перебранках из цикла "навстречу съезду" не угадывался. Михалков выбрал молчание. Ответив лишь на вопросы заместителя главного редактора "Известий".

«На моей визитной карточке два слова...»

вопрос: Как вы относитесь к тому, что съезд все-таки решено проводить?

ответ: Я очень хотел, чтобы съезд состоялся. Я сделал для этого все. Когда выяснилось, что несколько профессиональных гильдий не способны обеспечить кворум для избрания делегатов, их попросили срочным образом собраться повторно. Они не смогли этого сделать. Тогда состоялся пленум правления, на котором людям попытались объяснить, что проведение съезда при таких обстоятельствах - это бессмысленная трата денег. Все, что там будет происходить, не имеет законной силы.

в:То есть сразу после съезда начнутся суды?

о: Не знаю насчет судов, но все решения будут нелегитимными. Этот сбор профессионалов вообще не имеет права называться съездом. Людям, которые выдвигают своих кандидатов на пост председателя СК, следовало бы об этом подумать. Ведь желание скинуть "Михалкова и компанию" может закончиться пролонгированием срока "Михалкова и компании" - исключительно по причине того, что противостоящие силы не смогли обеспечить законное проведение съезда.

в:Так вы уходите с поста председателя или остаетесь?

о:Моим желанием было уйти - спокойно, ясно, по закону. Со своей стороны на пост председателя я предлагал Михаила Пореченкова, которого считаю энергичным, здравомыслящим и порядочным человеком. Молодой, здоровый, известный - что называется, "медийное лицо". Да, у него мало опыта, но лично я готов был ему помогать. Вот чего я хотел. Однако на сегодняшний день это поломано. Меня подвели к необходимости требовать от правления созыва внеочередного чрезвычайного общего съезда всех членов Союза кинематографистов. Правом таким я по уставу обладаю.

в: И все-таки - если вас выдвинут и изберут на третий срок, ваши действия?

о: Никаких действий. Это даже не обсуждается. Собрание не имеет юридической силы. Вот как если бы мы здесь сейчас решили: остается Михалков! Или наоборот: долой Михалкова! Сотрясание воздуха, и ничего кроме. Мало того, я проконсультировался в Министерстве юстиции, и мне сказали, что я не имею права читать отчетный доклад, потому что тем самым как бы признается легитимность этого собрания.

в:Значит, отчета не будет? И Пореченкова вы выдвигать не станете?

о:Я просто скажу о том, что хотел его выдвинуть. Остальное не имеет смысла. К тому же я не делегат и не могу никого никуда выдвигать.

в:А как же ваше делегирование от гильдии драматургов и сценаристов, проведенное Эдуардом Володарским?

о: Со мной это не оговаривалось, и я этого не принял. Я не делегат. И съезд - не съезд. Более того, по закону в творческих союзах вообще нельзя проводить голосование за делегатов по профессиям.

в:А как можно?

о:Только на общем собрании. Я, например, могу быть выдвинут по четырем профессиям - от режиссеров, актеров, сценаристов и продюсеров. Меня везде могут выдвинуть. Четыре раза. Я займу одно свое место на съезде и три чужих. Представляете ситуацию? Бред.

Мне все это не нужно. У меня даже нет визитной карточки, на которой было бы написано: "Председатель правления Союза кинематографистов...". Там вообще отсутствуют должности. На моей визитке два слова: "Никита Михалков". Этого достаточно. Потому что у меня есть имя. А кто сейчас рвется в руководство Союза? Те, кому позарез требуется написать на визитке: "Начальник такой-то организации...".

«Что за манера - пукнуть в суп и убежать?»

в: На знаменитый Пятый съезд кинематографистов СССР не были делегированы Сергей Бондарчук и Лев Кулиджанов. Повторить этот сюжет еще раз, поставить в тот же ряд Михалкова - на мой взгляд, крайне неграмотная стратегия режиссерской гильдии. Режиссура у события бездарная. Плохо владеют профессией?

о: О чем говорить, если в голосовании принимали участие 68 человек, а в гильдию входят почти пятьсот? Не избрали Владимира Наумовича Наумова - президента Национальной Академии кинематографических искусств и наук, народного артиста СССР. Не избрали Геннадия Полоку, Сергея Соловьева, Андрея Смирнова... Невладение профессией - это верхний уровень. А есть еще глубинные слои. Есть Фонд Сороса и другие зарубежные фонды, которые дают деньги на так называемые правозащитные фестивали. В рамках этих фестивалей проводятся "круглые столы" на такую, скажем, тему: целесообразно ли Северному Кавказу оставаться в составе России?..

в: Хотите сказать, что вокруг Михалкова плетется мировой заговор?

о: Я хочу сказать, что проблема выходит за рамки кинематографа. Разве дело в так называемой "оппозиции" внутри СК? Да она вся - человек 50-70 от силы. Из без малого пяти тысяч членов Союза. Причем эти "оппозиционеры" не всегда фигурируют вместе. Иногда по отдельности. Более того, собравшись бежать куда-то всей компанией, они через десять минут выясняют, что один промочил ноги, у другого закололо в боку, третий забыл утюг дома выключить и сломя голову ринулся в обратном направлении... Хотя три-четыре истеричных, нацеленных на разрушение человека могут подавить волю целого зала спокойных и здоровых людей. Могут их обмануть.

Мое неизбрание делегатом... По-моему, они расписались в своей абсолютной беспомощности. Меня что, изгнали из профессии? Я стал хуже кино снимать? Это не вызывает ни гнева, ни обиды, одно недоумение. Не понимаю, что за манера у взрослых-то людей - пукнуть в суп и убежать?..

У меня только один вопрос: а кто за это ответит? За бессмысленную трату денег, за введение в заблуждение людей, за то, что они ехали, думали, переживали, будут кучковаться, кого-то выбирать, а все это - вакуум. Их обманули. Кто за это заплатит?

в:В какую сумму обошелся съезд?

о: Пять миллионов рублей.

в: Снятых со счета СК?

о: Конечно.

в: Говорят, денег на счету сейчас много.

о: Надеюсь. Наша команда сделала для этого - не все, что могла, но все, что нам позволили сделать наши же коллеги. Нам поручили продать треть акций Киноцентра за пять миллионов долларов? Мы продали ее за шесть.

в:Азарт борьбы обычно вызывает если не уважение, то хотя бы понимание. Люди противостоят тому, что они - по собственному разумению - считают неправильным, устаревшим, вредным. Но тогда откуда такая бледная немочь? Собрались воевать - воюйте. События накануне съезда СК напоминают режим функционирования разнообразных правых сил: крика много, а дойдет до дела - между собой договориться не могут, единого кандидата нет, и вообще всем в Париж по делу срочно...

о: Аналогия понятная и естественная. И там, и здесь воюют за шкурные интересы. Из всех искусств для нас важнейшим является недвижимость. Свара в СК началась 11 лет назад, когда я предложил создать московское отделение Союза кинематографистов России. Потому что самостоятельный московский Союз - это бред. За криками о самостоятельности стоят претензии на собственность. То есть столичная недвижимость досталась бы московскому Союзу. А что такое тогда Союз России? Что ему остается? Рассылать телеграммы в регионы: "Пришлите дратву, прохудились ботинки"?

«Не уверен, что одной совести хватит на всех»

в: За последние пару недель про Михалкова столько говорят и пишут, что даже и не особому конспирологу вполне может почудиться, будто это гигантская, хитро задуманная пиар-кампания. Не нанял ли Михалков того же Марлена Мартыновича Хуциева для постановки перформанса "Заклание усатого агнца"? Негатив прет такой, что реакция у людей должна быть прямо противоположная...

о: Марлен Мартынович Хуциев - замечательный режиссер и уважаемый человек. Его называют совестью нашего кино. Однако я не уверен, что одной его совести хватит на всех, кто его окружает. Потому что они этого качества лишены полностью. В результате Хуциев оказался заложником безумной ситуации. Не менее безумной, чем предложенная вами.

в: Съезд кинематографистов должен был пройти до 15 мая нынешнего года. Почему он не состоялся?

о: А что, Михалков собирает съезды? Единолично? Какого... они кричат о моей "тирании", а сами - в собственных головах - создают себе царя и с ним живут?! Те активные люди, которые шумели последние две недели, могли начать свой шум гораздо раньше. Я вообще последние полтора года находился в творческом отпуске - снимал кино. Собрали бы съезд, я бы приехал на него, отчитался - если бы съезд был легитимным.

в: Правда, что СК больше не является учредителем ММКФ?

о: А он никогда таковым и не являлся. Фестиваль учредить нельзя, это мероприятие. Причем государственное мероприятие. У Московского кинофестиваля нет учредителей, у него есть партнеры. Среди которых Союз был и, надеюсь, останется. Он участвует в организации, в формировании программ и получает за это деньги. Тогда как учредители прежде всего должны деньги вкладывать.

в: Говорят, если Михалков потеряет пост председателя СК, он переведет под Академию все нынешние активы Союза: Дом кино, землю в Болшеве, Дом ветеранов кино в Матвеевском, а заодно и деньги со счета снимет... Мол, у него столько знакомых юристов, что они найдут способ оформить такое отчуждение собственности.

о: Что за дикая мысль? Мне вообще все это странно слушать, потому что я - лично я - кроме траты своих собственных денег, сил, времени и нервов, не получил от Союза кинематографистов ни-че-го.

в: А зарплату?

о: Зарплату мою все эти годы переводят в Дом ветеранов. Когда я только пришел, я первым своим приказом эту зарплату в два раза повысил - не могу сейчас сумму назвать, не помню, - и про это не написал только ленивый. А вторым приказом я закрепил ее автоматический перевод, и об этом никто не знает. Машины от Союза у меня нет. Квартиры - нет. Дачи - нет. У меня от Союза нет ничего. Но когда я имел неосторожность, защищаясь, сказать, что за эти 11 лет я потратил более 600 тысяч американских долларов из своих личных денег на нужды старых, больных и немощных членов Союза, это вызвало волну возмущения по поводу моей нескромности. Возникает вопрос: а скромность молчащих, многие из которых имеют свой бизнес, клубы, рестораны, не связана ли всего-навсего с тем, что они никому не помогли и ни копейки нуждающимся не дали?

Мало того, когда я понял, что Союз не готов расстаться с деньгами, которые мы выручили от продажи Киноцентра, и создать пенсионный фонд, я - помимо Союза, вне Союза - вместе с Академией, Фондом культуры и Виктором Вексельбергом создал фонд "Урга - территория любви". 25 миллионов рублей в год тратится на поддержку кинематографистов, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также их семей. Есть отчеты, можно посмотреть.

«Они считают меня пионервожатым»

в:Ходят слухи, что Дом ветеранов в Матвеевском будет снесен. На его месте запланировано строительство высотных башен, а Михалков - так говорят - не воспользовался своим административным ресурсом, чтобы этому помешать.

о: Ну нет у меня ответа на глупости. Мы предлагали снести старый Дом кино, построить на его месте культурно-деловой центр, где солидные площади - с современными залами - принадлежали бы СК. Часть можно было бы сдавать в аренду и получать от этого живые деньги. Мы могли бы уже сейчас сидеть в этом новом Доме кино, однако нас не поддержали...

в:Идея была неплохая, но теперь время упущено - в этом районе за последние годы построено несколько подобных бизнес-центров. А при общем экономическом спаде инвесторы уже не придут.

о: ... По Матвеевскому тоже было коммерческое предложение от солидного инвестора. Дом ветеранов мог бы функционировать гораздо более эффективно, медицинское обслуживание людей стало бы лучше, условия жизни и так далее. Нас опять забаллотировали. Не хотите - не надо. Дом кино - не надо, пенсионный фонд - не надо, Дом ветеранов - не надо. Любое успешное предприятие, которое будет основано нашей командой, этим людям не нужно. Они сохраняют Дом кино в его нынешнем состоянии не потому что это альма-матер, где витает особый дух... Там дух - смердящий. Там трупом пахнет, в этом Доме кино. Он на грани обрушения находится. Но эти люди всегда меряют по себе. Сколько можно украсть на строительстве? Мы бы украли вот столько. Не пустим туда Михалкова, а то он украдет вместо нас. Мы предлагали - пусть будет любая компания, которую вы выберете, любой архитектурный проект, который вы утвердите - пленумом. Нет! Организовали "Фонд спасения Дома кино". Спроси у них, что они реально сделали и много ли у них денег. Им хочется, чтобы все разваливалось и можно было выступать: смотрите, до чего мы дошли при бездарном правлении Михалкова!..

в: Что будет дальше с Музеем кино? Фонды хранятся на "Мосфильме", помещения нет...

о: Музей, как вам известно, находился в Киноцентре. Проданном теми, кто сегодня громче всех кричит. Я тогда же договорился с Владимиром Владимировичем Путиным, и было принято решение, что после реконструкции Студии Горького три тысячи квадратных метров обязательно будут отданы под Музей кино. Я, обрадованный, позвонил директору - Науму Клейману. А он отказался. Потому что "далеко от центра". У меня нет возможностей разместить это учреждение в Мавзолее. Если будет все-таки построен в Москве нормальный Дворец фестивалей, там вполне мог бы разместиться и Музей кино.

в: Продолжаем оглашать список слухов и претензий. Михалков так и не добился авторских прав для операторов.

о: А я и не добивался. Зачем нам эта самодеятельность, которая никогда не будет признана международным правом? Ни в одной стране мира, включая США - флагман мирового кинематографа, понятие авторского права не распространяется на операторов, а также на художников-постановщиков, художников по костюмам, гримеров, актеров... Эти права есть у автора сценария, композитора, автора текстов песен и у режиссера. Всё.

в:Личная антипатия между Михаилом Швыдким и Никитой Михалковым помешала нормальному взаимодействию между СК и ФАККом...

о: Кто пострадал, пусть выйдет и скажет - чему именно в его творческой жизни помешало отсутствие отношений между Швыдким и Михалковым.

в: Михалков - при всех своих связях во власти - не смог повлиять на отмену тендеров...

о:Во-первых, мне никто не давал такого поручения. Во-вторых, я неоднократно обсуждал этот вопрос с премьер-министром, я говорил об этом публично - на совещании 7 октября нынешнего года в Питере. Можно посмотреть стенограмму.

в:При Михалкове творческая жизнь в Союзе заглохла, перестали проводиться семинары... Честное слово, и такое слышала. По-моему, проблема отдельных кинематографистов в том, что они считают Михалкова богом. Надо как-то выдавливать из себя это заблуждение.

о: По-моему, они считают меня пионервожатым... Знаешь, чем я горжусь? Реально горжусь. Вот меня полтора года не было, я снимал "Утомленных солнцем-2". А Союз остался монолитным, работал, отдавал долги, никакая творческая жизнь не замирала, в Доме кино проходили разные мероприятия. Это о чем говорит? О том, что создан механизм, не зависящий от лидера. Разве мы все не к этому стремимся?

«Разве что крикнут, что у меня черный ребенок»

в: Если повторится сценарий Пятого съезда с публичным шельмованием нынешнего руководства Союза, как вы будете реагировать? Вступите в дискуссию? Просто покинете зал?

о: Если претензии будут справедливыми, а люди, их предъявляющие, -здоровыми, я готов и выслушать, и ответить, и объяснить. У меня действительно был целый ряд серьезных ошибок, связанных с кадровой политикой. Пиорунский (одно время - первый заместитель председателя СК. - "Известия") - ошибка.

в:Говорят, он сейчас сидит в Мексике...

о: В Доминиканской Республике или в Боливии... Игорь Угольников - ошибка, Лосев - ошибка (первый недолго был директором Дома кино, второй - управделами СК. - "Известия"). Но это издержки моего воспитания. Я так воспитан, что если иду с человеком, то иду до конца - пока не понимаю, что дальше уже двигаться с ним невозможно. В моей жизни было пять или шесть таких накладок человеческих, и три из них выпали на Союз кинематографистов. Я это признаю и готов извиняться. Но эти люди не остались в СК - я их сам поставил и сам же убрал. Никто никогда не предлагал мне дербанить арендные деньги, поэтому я всегда говорил: есть сомнения - обратитесь в прокуратуру. Давайте поймаем того, кто крадет, и посадим его в тюрьму. Это не тот случай, когда у главного рыльце в пуху, потому он и нижестоящих отмазывает. Меня ни с одним человеком в СК не связывают никакие коммерческие отношения. Кроме денег, которые я отдаю нуждающимся. Мне предъявить нечего, я чист. Помните легендарную реплику из кинофильма "Цирк": "У этой женщины черный ребенок!" Так вот, разве что крикнут, что у меня черный ребенок - на безрыбье.

в: Мне симпатичен Михаил Пореченков, но вы не боитесь ошибиться в нем, как в вышеперечисленных гражданах?

о: Боюсь в какой-то мере. Что угодно может случиться с кем угодно. Будь моя воля, я - если не Пореченкова - предложил бы на пост председателя СК Александра Любимова.

в: С канала "Россия"? Но он же не имеет отношения к кино.

о: Не имеет. Конечно, это невозможно. Но он здравый человек. Туда нельзя пускать людей, которые обременены разветвленными связями внутри Союза. Они потащат за собой ботву жаждущих... Пореченков от этого свободен.

в: На Пятом съезде у мэтров советского кинематографа нашелся именитый защитник - Никита Михалков. У вас самого защитники скромнее: Володарский, Сергей Мирошниченко, Василий Ливанов...

о: Мне не нужны защитники. Для тех мужей это был шок. А я человек закаленный. После Пятого съезда, когда меня выкинули из всех комиссий, я забыл про существование Союза, и ничего - не пропал. Практически все награды, которые вы видите в этом кабинете, заработаны в то время. Я вернулся в Союз от стыда за то, что там происходит. Я пришел помочь. Мне не себя жалко, мне людей жалко. Их дурят, а они молчат.

в: На днях возникла идея коллегиального руководства Союзом. Как вы к этому относитесь?

о: Это без меня. На мой взгляд, коллективное управление - прямой путь к развалу. С мордобитиями и стаскиванием друг друга со сцены.

в: А преобразование творческого союза в профсоюз?

о: С этим полностью согласен. А вся креативная, художественная, клубная жизнь должна уйти в Академию. Единственное, в чем я сомневаюсь, что это должен быть профсоюз по гильдиям. Гильдия не вбирает в себя всех членов профессии. Раньше была гораздо более демократичная структура - секции. И, скажем, в секцию кинодраматургов входили все кинодраматурги. А гильдии возникли, насколько я понимаю, шоб воно было як у американцев. Но в Америке профсоюзы завязаны на всю систему социальной защиты. Нельзя тупо копировать отдельные элементы системы, не имея самой системы.

в: Вы сейчас злитесь? Только честно.

о: Нет. Вот клянусь - нет во мне злобы. Я благодарен Союзу за то, что меня здесь научили терпению. Научили не просто слушать, но слышать. Даже в истерических выкриках находить смысл. Важно, не что кричит человек, а почему он кричит.

ИЗВЕСТИЯ

Все материалы раздела «Интервью»